Чтобы увеличить любой фрагмент щелкните по нему мышью.
 
Русь Святая
 
Юбилейные
 
С какими нас людьми столкнули
Твои крутые берега,
И крепкой дружбою связала
Непроходимая тайга.
Прозрачность вод твоих бездонных,
И омулёвый всплеск волны,
И жёлтый отблеск бухт песчаных
Теперь приходят в наши сны.
Нам не забыть походов дальних
И крутизну нагорных троп,
Советских песен отзвук давний
Вокруг негаснущих костров.
Священный Байкал
 
Истоки
 
Волжские просторы
 
Былое и думы
 
Кирхи Кенигсберга
 
Зовут заволжские перелески
 
Дорога на Кумысную поляну
 
Жаркое лето в Волжских протоках
 
 
Русь древлеправославная
 
Истоки христианства на Руси
 
Двухсотлетию Бородинской битвы посвящается
 
К вопросу о толерантности
 
Пейзажи Крыма
 
Первый бал Наташи Ростовой
Сон девочки Любы
Символы 20-х годов XX столетия
Любимой, безбрежной, задумчивой, снежной - моей России
Триптих создан по мотивам открытия Олимпиады-2014 в Сочи
 
70-летию победы в Великой Отечественной Войне посвящается
 
Исчезающая душа Волжского района
Прошедших дней былая слава
И в прошлый век ушедший день
Меня волнуют поневоле - 
Ведь предка я живая тень.
Я должен быть тебя не хуже,
Твой голос помнить и дела.
Ты передал мне эстафету,
Вручил широкие права.
Права любить и быть любимым,
Родить, воспитывать детей.
Творить, учиться и работать,
И охранять права людей.
Но ты не дал мне права рушить,
Ломать и здесь же возводить.
Давайте голос предков слушать,
Их добрые дела копить!
 
Становятся привычными картины:
Машины во дворе, машины вдоль домов,
И на газонах, как статуи, машины.
Потоки фишенебельных машин 
Стоят в километровых пробках.
Куда спешим, зачем?
Из десяти, быть может, 
Даст ответ один.
У многих дачи нет,
Работа в ста шагах от дома,
Но есть машина - "круче" нет!
Вам ситуация знакома?
Задумайтесь: логично ли?
Куда спешит полмира?
...
Автомобильный коллапс
 
Наш город
 
Саратовский авиационный завод фронту и тылу
 
Опустевшие деревни
 
 
Старая усадьба
 
Песни над Волгой
 
Гляжу в просторы волжские
И вижу ширь безбрежную
А по воде разносится
Песня грустная, нежная.
 
Про неразделенную любовь,
Про невольную волю,
Про несбывшиеся мечты,
Про худую долю.
 
Издавна Волга слышала
Людской душевный стон.
Лишь на короткое время
Менялся песен тон.
 
Вот и теперь в дальних плёсах
Проплывает людская печаль
...
О, Волга, колыбель моя
 
 
 
11. Вознесение
 
 
6. Преображение Господне
4. Чудесный улов
10. Воскресение
3. Спасение Петра
7. Воскрешение Лазаря
 
 
9. Распятие
 
 
 
5. Нагорная проповедь
2. Крещение
8. Вход Господень в Иерусалим
 
 
 
1. Рождество
 
 
Земной путь Иисуса Христа от Рождества до Креста Господня
 
1. Рождество
Увидев же звезду, волхвы возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Евангелие от Матфея, глава 2, стих 10
2. Крещение
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил с небес, и ниспускался на Него... И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Евангелие от Матфея, глава 3, стих 13-17
3. Спасение Петра
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. Петр, увидев Его идущего по морю, сказал Ему: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Евангелие от Матфея, глава 14, стих 22-31
4. Чудесный улов
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети... Христос сказал Петру: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Петр сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
Евангелие от Луки, глава 5, стих 1-6
5. Нагорная проповедь
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря... Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого...Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся...Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе...Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?...Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам...
Евангелие от Матфея, глава 5, стих 2 - глава 7, стих 27
6. Преображение Господне
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет... Облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Евангелие от Матфея, глава 17, стих 1-5
7. Воскрешение Лазаря
Умер некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. ...Иисус же, скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней...Иисус говорит: отнимите камень. Не сказал ли Я вам, что, если будете веровать, увидите славу Божию?... Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон...  И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет... Тогда многие из Иудеев уверовали в Него.
Евангелие от Иоанна, глава 11, стих 1-45
8. Вход Господень в Иерусалим
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
Евангелие от Матфея, глава 21, стих 1-9
9. Распятие
Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский... Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия... Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце... В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? И испустил дух...
Евангелие от Марка, глава 15, стих 25-26, 40
Евангелие от Луки, глава 23, стих 44
10. Воскресение
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба... Вслед за ней приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте... А Мария стояла у гроба и плакала... Она обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?
Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 1-15
11. Вознесение
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Евангелие от Луки, глава 24, стих 50-53
 
 
Избранная поэзия Серебряного века в акварели

Совершенствуя технику многослойной акварели, художник Молоденкова И.Д. решила, что пришло время осуществить давнюю мечту – проиллюстрировать избранную поэзию серебряного века, а именно трех разноплановых поэта М. Цветаеву, С. Есенина и А. Блока. Их связывает время жизни и творчества, а также революция 1917 года, которая не могла не отразиться на их творчестве и судьбах. Приступив к осуществлению плана, художник поняла, что сделать это не так просто, как кажется: дело в том, что в отличии от прозы малое поэтическое произведение может не иметь реального действующего лица – например, говорить об эмоциональном состоянии автора. Проще для художника, если это состояние описывается через природу, как это делает С. Есенин, труднее – если эмоциональное состояние описывается через ощущения или обращение к высшим силам – так построено большинство стихов А. Блока. Поэтому  чтобы проиллюстрировать стихи Блока, художник не стала привязываться к конкретным стихам, а взяла их в совокупности - «общее настроение» поэзии Блока. Метафорой этого настроения стал образ храма, где идет служба, служат священники, стоят люди. На небе, выше – Господь и ангелы. Храм дан на фоне зимнего вечернего Петрограда, слева – освещенная зала столичного ресторана, справа – идут двенадцать дозорных. Это – компиляция из разных стихов Блока, собранных воедино. Такой подход подсказал художнику внук, так что композиционный план по С. Есенину и А. Блоку принадлежит Молоденкову А. Д. Несколько проще было со стихами М. Цветаевой, которые зачастую имеют реальных действующих лиц или зримые образы – царь, офицер, поэт и другие символы старой России; гроздья рябины и купола; свет в ночном окне. Поэтому здесь использован фрагментарный план. Осуществить данную работу в технике реализма невозможно, приходиться использовать элементы символизма. Иногда символы подсказывает сам поэт: так символами рождения Цветаевой являются падающие листья, красные кисти рябины, церковные купола; у Блока в поэме «Двенадцать» - снежная пурга, облезлый пес; у Есенина – березовые рощи, розовый конь, рязанские просторы.
 
В серии работ по Цветаевой проиллюстрированы стихи «Вот опять окно, где опять не спят…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий…», «С вербочкою светлошерстой…». Фрагмент заснеженных полей является иллюстрацией ряда ностальгических стихов о Родине, которую она была вынуждена покинуть в связи с событиями семнадцатого года. Художник изображает снежные просторы, так как для живущих за границей Россия – бескрайние снежные дали. Пятый фрагмент символизирует ряд стихов, посвященных уходящей безвозвратно в прошлое дореволюционной России ее людях, которые по мнению поэта были лучше пришедших. Силуэт Пушкина символизирует как русскую интеллигенцию, так и самого себя.
 
В композиции по Есенину центральная часть собирательна и содержит портрет поэта, образ «розового коня»,  окрашенного лучами восходящего солнца, деревню и образ матери поэта, ждущей его у околицы. Здесь использованы стихи «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери…». Портрет Есенина дан в ту пору его творчества, когда ему дышалось легко на фоне рязанских раздолий. Левый фрагмент иллюстрирует поэму «Черный человек», правый фрагмент – цикл «Персидские мотивы», в частности стих «Никогда я не был на Босфоре…».
 
Композиция по стихам Блока, как уже говорилось, полностью символична. Центральный фрагмент – компиляция из стихов, содержащих ощущение страха неотвратимости и ожидания перемен, обращение к высшим силам, к тайнам звездного неба. Просматривается силуэт А. Блока у ступеней храма. Левый фрагмент посвящен ресторанной лирике, правый – поэме «Двенадцать».

Александр Блок
 
В серии работ по А. Блоку использованы следующие произведения:
В ресторане
 
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
 
Центральный фрагмент является компиляцией многих стихов Блока, например:
Поэма «Двенадцать»
 
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!...
***
 …Гуляет ветер, порхает снег.
    Идут двенадцать человек. …
***
... И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль...
***
... Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
Медленно в двери церковные
Шла я, душой несвободная,
Слышались песни любовные,
Толпы молились народные.
Или в минуту безверия
Он мне послал облегчение?
Часто в церковные двери я
Ныне вхожу без сомнения.
Падают розы вечерние,
Падают тихо, медлительно.
Я же молюсь суевернее,
Плачу и каюсь мучительно.
 
Сергей Есенин
 
В серии работ по С. Есенину использованы следующие произведения:
Черный человек
«Черный человек!
Ты — прескверный гость!
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах, ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала!
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И — разбитое зеркало...
 
На центральном фрагменте изображен портрет Есенина и проиллюстрированы стихи:
Из цикла «Персидские мотивы»
 
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
 
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть…
***
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
 
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
 
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
 
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. …
 
… Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
 
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
 
***
Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со стонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
сядем в копны свежие под осенний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
есть тоска веселая в алостях зари.
Письмо матери
 
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом…
 
Марина Цветаева
 
В серии работ по М. Цветаевой использованы следующие произведения:
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Стихи - воспоминания о России, например стихотворение «Родина», изображенные в образе бесконечной снежной дали:
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
С вербочкою светлошерстой -
Светлошерстая сама -
Меряю Господни версты
И господские дома.
Вербочка! Небесный житель!
- Вместе в небо! - Погоди! -
Так и в землю положите
С вербочкою на груди.
Стихи о прошедших поколениях старой России, например:
 
В мире, ревущем:
- Слава грядущим!
Что во мне шепчет:
- Слава прошедшим!
Вам, проходящим,
В счет не идущим,
Чад не родящим,
Мне – предыдущим…
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе...
Вы — в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе —
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны...
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
 
 
От Арт Нуво до Саратовского Модерна. Альбом акварельных зарисовок
 

К концу XIX века европейская культура впервые после Ренессанса накопила силы для очередного подъёма. На рубеже XIX-XX веков почти одновременно во всех европейских странах заявляет о себе новый стиль в искусстве. Новое искусство претендует на художественное преобразование в гармоническое единство всего окружающего рукотворного мира человека: от строительства домов и оформления их интерьеров до афиш, одежды и хозяйственной утвари. Отличительными особенностями нового стиля являлись: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий; на первый план вышли приёмы, которые взяты у природного мира - земли, воды, растений, птиц, животных.

 

В России новый художественный стиль получил название "Модерн" (от франц. moderne - современный). Во Франции и Испании - "Арт Нуво".

 
Подобно Леонардо да Винчи, архитектор Антонио Гауди (1852-1926 гг.) являл собой воплощение художника-изобретателя. Его неимоверная фантазия разрушала устоявшиеся каноны. Три основных составляющих жизни Гауди - архитектура, поклонение Природе и крепнущая с годами вера в Бога тесно переплелись во всех его творениях.
Фрагменты Парка Гуэль (Барселона, Каталония)
 
 
Собор Саграда Фамилиа (Барселона, Каталония)
 
 
Для чешского художника Альфонса Мухи (1860-1939 гг.) всё началось с афиш для выступлений Сары Бернар и оформления экстерьеров и интерьеров торговых домов в Париже. В 1896 г. он создаёт декоративное панно "Времена года" - одно из лучших образцов искусства "Арт Нуво"
Панно "Времена года"
 
 
Архитектором, наиболее полно воплотившим основные направления русского модерна, был наш земляк, Фёдор Шехтель (1859-1926 гг.). В альбоме представлены зарисовки лучших творений архитектора, связанных с Саратовом и Саратовской областью. 
Старообрядческий храм по имя Животворящей Троицы в г. Балаково
(по самооценке Ф. Шехтеля - лучшая его работа)
 
 
Особняк Рейнеке рядом с парком Липки. Саратов
 
 
Фрагмент парадной лестницы особняка С. Рябушинского (г. Москва)
Текст составлен на основе источников:
1. Искусство модерна. - М.: Эксмо. 2012. - 240 с.
2. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. Русский модерн. - М.: Рип-холдинг, 2014. - 352 с.
 
Дизайн и издание буклета: Арсений Николаевич Саттаров, Алексей Владимирович Молоденков